Промышленная династия семьи Райли из Ковентри сформировалась в XIX веке. Ее специализацией был выпуск ткацкого оборудования. Затем она переключилась на изготовление велосипедов, а в 1896 г. на ее заводе построили прототип автомобиля собственной конструкции. С 1900 г. фирма наладила производство трициклов, причем в серию в 1903 г. пошли трехколесные машины Tricar ("Трикар"). Очередь настоящих автомобилей Riley наступила лишь в 1906 г. В течение следующих 32 лет Riley была одной из ведущих автомобилестроительных фирм Ковентри, постепенно завоевав авторитет изготовителя спортивных машин. До первой мировой войны Riley использовала в основном двигатели V2. Только в 1913 г. представила модель с нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем. С 1919 г., когда появилась новая серия легковых автомобилей со знаменитым V-образным радиатором, начал развиваться специфический стиль Riley. На базе модели "ПНР" из этой серии была создана и первая настоящая спортивная машина Redwinger ("Редуингер"). Самым главным событием того времени (1926 г.) следует признать старт, созданной Перси Райли (Percy Riley), серии замечательных двигателей. До 1936 г. он представил еще несколько моторов, все - с полусферической камерой сгорания, расположенными друг против друга впускными и выпускными клапанами и двумя распредвалами, по одному с каждый стороны блока. Первый из этих двигателей устанавливали на модель Nine ("Наин") и продолжали использовать вплоть до 1938 г., когда компания перешла под контроль концерна Nuffield ("Наффилд"). За ним последовали аналогичной конструкции 6-цилиндровые двигатели начала 30-х гг., 1,5-литровая "четверка" (1935 г.), V8 и 2,5-литровая Big Four ("Биг Фор" - "Большая четверка") в 1937 г. В 30-е гг. казалось, что компания Riley имеет мастерские и цеха по всему Ковентри. Одни из них строили кузова, другие производили двигатели, на третьих собирали автомобили. Компания процветала. Тогда же руководство Riley увлеклось спортивными машинами и автогонками. Параллельно моделям "9НР", которые пользовались наибольшим спросом, компания выпускала большое количество автомобилей с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Правда, раскупали их неохотно. Славившиеся своими кузовами и характеристиками спортивные модели Brooklands Nine ("Бруклэндс Наин"), Lynx ("Линкс"), Imp ("Имп"), "МНР" и Sprite ("Спрайт") прибыли не приносили. Гоночная программа доставляла лишь моральное удовлетворение, практически не влияя на рост продаж. В 1937 г. финансовые дела Riley пришли в упадок, на следующий год было введено внешнее управление, и тогда же компания перешла под контроль лорда Наффилда, позже включившего ее в свой концерн, а затем - в British Motor Corporation (ВМС - "Бритиш Мотор Корпорэйшн"). Сразу же после второй мировой войны компания представила прекрасные модели "RM" с 1,5- и 2,5-литровыми двигателями. В 1949 г. сборку автомобилей перевели на завод фирмы MG (Эм-Джи) в Абин-гдоне, а с середины 50-х гг. под маркой Riley стали выпускать машины ВМС. Последними и, как это ни странно, самыми популярными Riley оказались небольшие переднеприводные машины на базе ВМС Mini и "1100". После создания в 1969 г. концерна British Leyland ("Бритиш Лейланд") марка Riley прекратила свое существование. |