В 1880 году братья Хендрик (Hendrik) и Якоб Спейкеры (Jacobus Spijker) основали фирму по производству конных экипажей. С 1895 года они продавали в Голландии автомобили "Бенц" (Benz). В 1900 году братья представили свой первый автомобиль "Спейкер" (Spijker) с 2-цилиндровым двигателем переднего расположения мощностью 5 л.с., 2-ступенчатой коробкой передач и карданной передачей на ведущие колеса, Чтобы привлечь зарубежных покупателей название фирмы изменили на Spyker ("Спикер" - по-голландски, "Спайкер" - по-английски). Впрочем, сбыт остался очень низким, хотя многие модели "Спикер" получили известность благодаря оригинальным техническим решениям. В начале века фирма выпускала автомобили с 2- и 4-цилиндровыми моторами с одиночно отлитыми цилиндрами рабочим объемом 1885 и 3770 см3. В конце 1903 года появился "Спикер" с двигателем, у которого охлаждающая вода циркулировала по спиральным трубкам вокруг цилиндров и камер сгорания. В 1903 году по проекту бельгийского инженера Жозефа Лявиолетта (Joseph Laviolette) "Спикер" построила необычную машину типа "50НР". Это был первый в мире гоночный автомобиль с приводом на все колеса. Кроме этого, все колеса оснащались барабанными тормозами. Еще один тормоз распо лагался на выходном валу коробки передач. На автомобиле стояла обычная 3-ступен-чатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Однако конструкция оказалась ненадежной, и гонщики не смогли воспользоваться всеми достоинствами полноприводной схемы. Производство модели ограничилось несколькими экземплярами, да и то с 4-цилиндровым двигателем, не позволявшим машине реализовать все свои возможности. В то же время "Спикер" выпустила еще две новые модели: "16НР" с 2-цилиндровым и "24НР" с 4-цилиндровым двигателем, которые не привлекли внимания покупателей, хотя отличались малошумной работой моторов. В 1904 году фирма представила машину, нижняя часть и кузов которой были выполнены таким образом, что пыль, поднимавшаяся при движении, не проникала в салон и моторный отсек. Автомобиль известен под названием "Дастлесс" (Dustless), буквально "Беспыльный". В том же году "Спикер" продемонстрировала еще одну новинку - "электрический" карбюратор. Водитель мог при движении под гору прекратить подачу бензина в поплавковую камеру карбюратора с помощью иглы, управляемой электромагнитом, что позволяло сократить расход топлива. С 1905 года отличительной чертой всех "спикеров" стал овальный радиатор. Братья Спейкер, планируя выпуск своих машин, всегда ориентировались на зарубежные рынки. В период с 1904 по 1906 год они добились большого успеха, продав в Англию большие партии автомобилей с 2- и 4-цилиндровыми двигателями. В 1906 году производственная программа фирмы включала 4 модели: "12/16НР", "15/24 HP", "20/30HP" и "30/40НР" с моторами рабочим объемом 2,5; 2,8; 4,6 и 8,0 л соответственно. В 1907 году Хендрик Спейкер погиб в Северном море, когда затонул пароход "Берлин". Якобу пришлось взять на себя все бухгалтерские дела, которые вел старший брат. Семейная трагедия повлияла на дела фирмы. Якоб выставил серийный автомобиль "12/16НР" в сложнейшем пробеге Пекин-Париж. Это привело к огромным расходам, не принеся "Спикер" ни славы, ни дивидендов. По решению собрания акционеров Якоб Спейкер был отстранен от руководства, а в апреле 1908 года фирма объявила о своем банкротстве. Однако через несколько месяцев компания возродилась. "Спикер" вновь начала сборку автомобилей. Модели 1908 года почти не отличались от предшествующих автомобилей. Единственной новинкой стал спортивный "40/80НР" с двигателем рабочим объемом 10603 см3, изготовленный лишь в нескольких экземплярах. В конце 1909 года Лявиолетт в очередной раз проявил изобретательность: он предложил двигатель с поперечно расположенными распределительными валами, которые приводились червячными передачами, способствующими бесшумной работе. На построенном 4-цилиндровом образце два распределительных вала располагались между двумя парами цилиндров и приводили сразу 4 клапана. Такой механизм установили на 4,8- и 7,3-литровых двигателях моделей "25НР" и "40НР". Одновременно "Спикер" предлажила модель "12НР", имевшую необычное расположение барабана трансмиссионного тормоза (между сцеплением и коробкой передач). Однако когда в коробке включалась нейтральная передача, тормоз оказывался бесполезным. После войны фирма возобновила производство модели "25/ЗОНР", оборудованной 4-цилиндровым 3,6-литровым двигателем с боковыми клапанами. На ней ставили в основном кузова спортивного типа, напоминавшие фюзеляж самолета, почему вся серия и получила название "Аэрокок" (Aerocoque). Спустя некоторое время ее заменил представительский автомобиль модели "С-4" с двигателем рабочим объемом 5742 см3 немецкой фирмы "Майбах" (Maybach). После войны сбыт автомобилей катастрофически упал - за 6 лет продали всего 450 машин. Стремясь выйти из тяжелой ситуации, "Спикер" пыталась закрепиться в секторе малых автомобилей, выпустив по лицензии французский "Матис" (Mathis) с 1,2-литровым мотором. Одновременно собирали грузовые автомобили, комплектующие для которых поставлялись из США. Однако в 1925 году "Спикер" прекратила свою деятельность. |