Об автомобилях Delahaye (Делайе) принято говорить как о верхе изящества и совершенства, бесподобных творениях великих дизайнеров и инженеров фирмы. Как всегда, это утверждение не совсем соответствует истине. Непосредственно Delahaye создавала хорошие, крепкие и надежные шасси с мощным мотором, а вот одевали их в кузова, линии которых до сих пор говорят о совершенстве и стиле, действительно великие кузовных дел мастера того времени, такие как: Figoni et Falaschi, Guillore, Labourdette, Letourneur et Marchand, Saoutchik. И, конечно же, "маэстро кароссери" Henri Chapron (Анри Шапрон). Именно работы знаменитых кузовщиков поставили машины Delahaye в один ряд с такими автомобилями для небожителей, как, например, Hispano-Suiza, и помогли компании к середине тридцатых приобрести до сих пор немеркнущую славу, а в числе поклонников иметь молодого и эксцентричного испанского короля Альфонсо XIII и знаменитого спортсмена принца Бурбона VI и многих других относящихся к сливкам общества счастливых обладателей роскошных автомобилей. Расцвет фирмы пришелся на средину тридцатых, когда самого основателя фирмы Emile Delahaye (Эмиля Делайе) уже давно не было в живых, имя же его гремело на самых престижных гонках и в аристократических салонах того времени. Emile Delahaye (Эмиль Делайе) (1843-1905), инженер с опытом создания паровых двигателей, в 1894 году купил фабрику по производству машин и сельскохозяйственного оборудования и сделал из нее автомобилестроительный завод. Свой первый автомобиль он построил в 1894 в своем родном городке Туры. У машины была ременная передача и одноцилиндровый мотор объемом около литра. В том же году машина появилась на Парижском Мотор-Шоу, где довольно благосклонно была принята публикой, но продажи были невелики. В 1896 году фирма выставила несколько автомобилей в гонке Париж - Марсель – Париж, это уже были машины с шестисильными двигателями и пневматическими шинами (одна из них на фотографии), которые выступили достаточно успешно, заняв шестое и восьмое места, причем шестое досталось Эмилю Делайе, лично участвовавшему в гонке. Во многом благодаря достигнутому результату, пошли заказы на автомобили, все детали которых, в т. ч. двигатель, производились в мастерской Делайе В 1897 году в промышленное производство пошла первая серийная модель Delahaye, оснащенная 4,5-сильным одноцилиндровым бензиновым двигателем, ременным приводом и трехскоростной коробкой передач. Этот автомобиль выпускался вплоть до 1900 года. В 1898 году завод был перенесен в Париж и объединен с фабрикой Georges Morane (Жоржа Моране). Дела фирмы шли неплохо. Помимо легковых автомобилей, она начала выпускать грузовые автомобили и трактора, а один из стационарный бензиновых двигателей Delahaye получил награду на знаменитой Всемирной выставке в Париже в 1889 году. К 1900 году инженерами фирмы был разработан двухцилиндровый двигатель мощностью 9,5 л.с., а, начиная 1896 года, все автомобили Delahaye имели моторы с водяным охлаждением, с помпой, где вместо привычного радиатора использовался змеевик из стальной трубы. Первые машины с передним расположением двигателя были запущены в производство в 1902 году и оснащались одноцилиндровыми двигателями мощностью 8 л.с. и двухцилиндровыми мощностью 15 л.с. В 1901 году из-за плохого здоровья и ссоры с компаньонами Эмиль Делаэ был вынужден оставить фирму. Лечение успеха не принесло, и он умер в Париже в 1905 году. После его ухода дела расстроились, и фирма скатывалась к банкротству, пока в 1906 году не попала в крепкие немецкие руки Шарля Вайффенбаха (Charles Weiffenbach). Месье Шарль стал управляющим компанией и занимал этот пост в течение 48 лет до 1954 года. Он быстро сделал Delahaye известным производителем дорогих автомобилей и расширил производство за счет грузовиков, пожарных автомобилей и корабельных двигателей. В 1908 году началось производство 4-цилиндровых 1460 и 2120-кубовых двигателей для грузовых автомобилей. Параллельно был разработан мотор V6 объемом 2565 куб.см. Даже такие автомобильные державы, как Германия и США, наладили у себя производство двигателей по лицензии Delahaye. К 1912 году cпектp моделей Delahaye наcчитывал до деcяти cамых pазных машин, от пpоcтенького и выноcливого почтового фуpгончика ("Type 34") до cпоpтивного автомобиля c V-обpазным 6-цилиндpовым мотоpом ("Type 44"). После ухода Emile Delahaye должность главного инженера в конструкторском бюро компании занял Amedee Varlet (Амадей Варлет), создавший прекрасные двигатели "Титан", а также несколько гоночных машин с кузовом "Лябургетта", призванных завоевать новые, ранее недоступные для Делайе спортивные вершины. Среди новаторских технических решений, примененных в автомобилях, выпускавшихся фирмой до Первой мировой войны, были съемные головки цилиндров, ножные тормоза, 4-скоростные коробки передач. Помимо автомобильных, Varlet конструировал морские моторы. Катера и моторные лодки с моторами Delahaye доминировали в гонках, а в 1905 году одна из гоночных лодок, оснащенная двумя гребными винтами, установила мировой рекорд скорости на воде.
Во время первой мировой войны "Делайе" выпускала 3,5-тонные военные грузовики, с 4-цилиндровым 30-сильным мотором (Тип 59), бронеавтомобили, силовые установки для бронепоездов, а также авиационные моторы по лицензии "Испано-Сюизы". Когда же наступил мир, к производству двигателей, легковых машин, грузовиков и пожарных автомобилей фирма добавила выпуск сельскохозяйственных машин. К середине 20-х производство легковых автомобилей достигло довоенного уровня. Но постепенно эти тяжелые, скучные машины становились все менее привлекательными для покупателей, по сравнению с автомобилями других, ушедших вперед, фирм, а с началом Великой депрессии спрос на «легковушки» Delahaye упал до критических величин, и руководство компании уже подумывало полностью отказаться от их выпуска. Возрождение былой славы началось, как это часто бывает, со случая. Говорят, что Шарль Вайфенбах как-то за кофе пожаловался своему другу и коллеге по цеху Этторе Бугатти (Ettore Bugatti) на складывающуюся cквеpную ситуацию. "Вы знаете, Шаpль, — будто бы ответил ему на это маэстро, — машины у Ваc пpекpаcные, а публика почему-то их недолюбливает. Вы никогда не задумывались, отчего бы это? Скорости им не хватает, вот в чем дело! А не хватает ее потому, что Вы свои легковые машины делаете точно по той же схеме, что и пожарные. Спору нет, пожарная машина — быстрая машина, но пеpетяжелять-то ее так зачем?! Я вам говорю: рискните, облегчите свои легковые модели, и все у Вас пойдет на лад..." Вайфенбах рискнул, и автомобили, представленные на Парижском автосалоне 1933 года, заметно отличались от своих предшественников: легкие, выделяющиеся передовым дизайном и конструкцией — мощные двигатели, независимая передняя подвеска, трансмиссия с электромагнитным селектором. Новые негромоздкие и нескучные автомобили Delahaye покупателям понравились, и компания не только вышла из кризиса, но и заметно упрочнила свое положение на рынке, что позволило ей в 1935 году приобрести фирму Delage. Эта компания, выпускавшая роскошные аристократические модели, на тот момент переживала тяжелые времена. Так что компания Delahaye стала параллельно выпускать популярные в высших кругах автомобили Delage и получившие на то время (в том числе и благодаря «аристократическому» соседству) имидж автомобилей высокого класса легковые автомобили Delahaye. Так началась новая эра в истории компании - эра легких, спортивных и мощных автомобилей, оснащенных красивыми стильными кузовами от престижных, модных кузовных ателье. Первенец новой серии – 6-цилиндровая модель Superluxe с независимой передней подвеской и заказным кузовом была представлена на Парижском салоне в 1933 году. Ее развитием стал годом позже тип 135 – самая известная модель компании за всю ее историю. Автомобиль имел рядную верхнеклапанную «шестерку» объемом 3,6 л и мощностью 150 л.с.. На Delahaye 135 было установлено восемнадцать рекордов скорости. В 1933 году автомобиль финиширует третьим в ралли Монте-Карло, а в 1934 завоевывает «Альпийский кубок», за что получает почетное название «Coupe des Alpes».
В 1936 году фирма выпускает новую, спортивную версию 135 - Delahaye 135 Competition с двигателем мощность 160 л.с.и в гонке на Гран-при Франции занимает места со второго по пятое. В 1937 модель 159 – очередная версия 135-й, с 4,5-литровым V12 мощностью 235 л.с.выигрывает «гонку за миллионом», и занимает второе место в Ле Мане, а в 1938 выигрывает Гран-при По и занимает 1, 2 и 4 места в Ле Мане.
На волне успеха 135-й серии компания ограниченным тиражом выпустила роскошные мощные модели 145-й и 165-й серий, которые быстро были раскуплены высшими слоями общества. Однако счастливая пора Delahaye была недолгой. В 1939 году в Европе началась война, и французам стало не до роскошных автомобилей, компании пришлось снова, как и четверть века назад, полностью переключиться на армейские грузовики.
Когда война закончилась, в производственной программе компании осталась лишь одна модель: удачная «сто тридцать пятая». Машина уже не выглядела столь современной и привлекательной как прежде: за десять лет практически не изменился ни ее внешний вид, ни конструкция. Однако в 1948 году появляется более передовая версия машины: Type 175. Позже на смену ей приходит 235-я серия: последняя спортивная модель Delahaye. Но в послевоенные годы французам, да и всей Европе все еще было не до роскоши, а мощные, дорогие в эксплуатации автомобили Delahaye стоили минимум в 5 раз дороже популярных в то время моделей, и фирма Delahaye, несмотря на пополнение в модельном ряде, несет серьезные убытки. Шарль Вайфенбах, пытаясь спасти положение, предпринял попытку наладить выпуск военных внедорожников VLR, аналог американского Willys. Но и французская армия переживала тяжелые времена и не могла себе позволить массовые закупок этих автомобилей. Дела шли все хуже, росли долги по кредитам, росло и недовольство не получающих зарплату работников. В результате, в 1954 году фирма Delahaye была продана автомобильной компании Hotchkiss, и парижский завод Delahaye в течение нескольких месяцев выпускал грузовики под маркой Hotchkiss-Delahaye, а после ряда забастовок, сопровождающихся беспорядками производство было свернуто, и фирма Delahaye прекратила свое существование.
Считается, что на сегодняшний день из принесших славу моделей Delahaye сохранилось не более 200 машин, и все они без исключения причислены к шедеврам мирового автомобилестроения. Поэтому сейчас любой Delahaye является настоящим автомобильным раритетом и чрезвычайно высоко ценится коллекционерами во всем мире. |